UI/UX-антипаттерны: ошибки, от которых стоит уйти и не возвращаться

Веб-дизайн — это не просто красиво. Это, в первую очередь, удобно. Или, по крайней мере, должно быть удобно для пользователя. Но иногда дизайнеры (или проджект-менеджеры) наступают на одни и те же UX-грабли, которые делают опыт пользователя... негативным. Эти грабли называются антипаттернами. В большинстве случаев это не злой умысел, со скрытой целью, а скорее неудачные решения, которые встречаются слишком часто.

  • #Дизайн
  • #UI/UX
UI/UX-антипаттерны: ошибки, от которых стоит уйти и не возвращаться

SLAM

А еще мы есть в социальных сетях и мессенджерах, присоединяйтесь к нам!

1. Неочевидная навигация

Когда кнопки и ссылки выглядят красиво, но не говорят, какое действие под ними скрывается. Нажимаешь на иконку — и не понимаешь, это корзина, профиль или вызов демона.

Почему плохо: пользователь тратит время на угадывание и проверку гипотез «что скрывается под этой иконкой?».

Пример: меню только из иконок без подписей. Красиво — но непонятно. Не всегда удается подобрать иконку одинаково очевидную для всех типов пользователей.

Ошибки дизайна. Неочевидная навигация Неочевидная навигация на сайте

2. Сюрприз после клика

Классика: «Посмотреть цену» ведет на форму регистрации. Пользователь хотел просто узнать стоимость, а его просят указать e-mail, имя бабушки и девичью фамилию учительницы.

Почему плохо: рушится доверие пользователя, обещанное действие не привело к результату, нужно совершать лишние действия.

Пользовательский эффект: развернулся и ушёл.

Ошибки дизайна. Лишние действияРегистрация для просмотра цены

3. Перегрузка экрана

Когда интерфейс похож на новогоднюю ёлку: баннеры, всплывашки, иконки, разноцветные кнопки, модалки, чаты...

Кажется, будто ты попал на витрину в Чёрную пятницу или сайт 2000-х годов. Невозможно зацепиться за что-то одно глазу, нет визуального обозначения, что наиболее важно на экране. Прежде, чем пользователь найдет что-то важное, он устанет и уйдет. Невозможно долго концентрироваться на экранах подобного рода.

Ошибки дизайна. Перегрузка экранаПерегрузка экрана

Почему плохо: внимание пользователя не бесконечно.

Решение: визуальная иерархия, фокус на одно действие за раз. В удержании пользователей на сайте могут помочь F и Z паттерны движения глаз. Они дают понять, как читатели просматривают информацию и на чем концентрируют внимание.

Ошибки дизайна. Решение Визуальная иерархия на странице

4. Манипулятивные «dark patterns»

Кнопка «Закрыть» вызывает попап: «Ты точно хочешь уйти? Ты можешь потерять скидку!». Такие вещи сделаны для того, чтобы вызвать у пользователя тревожность и чувство вины.

Это называется confirm-shaming — вина за свой выбор.

Почему плохо: это не антипаттерн, это уже манипуляция. А манипуляция никогда не влияет положительно на пользователя.

Последствия: человек уходит и больше не возвращается.

Ошибки дизайна. Манипулятивные паттерныМанипулятивные паттерны

5. Бесконечные формы

Вводишь e-mail, и вдруг появляется ещё пять обязательных полей. Кажется, что это не форма, коробка в коробке с сюрпризом. Пока доберешься до финиша и своего целевого действия — устанешь разбирать. Если вы все-же делаете какой-то процесс поэтапным — его следует обозначать какой-то индикацией, понятной пользователю, разбивать на шаги, и хорошо бы, чтобы пользователь видел в моменте, на каком этапе он находится и сколько ему еще осталось.

Почему плохо: пользователь не знает, сколько времени займёт ввод.

Решение: показывать всю форму сразу или четко указывать этапы.

Ошибки дизайна. Формы в несколько этаповФорма в несколько этапов

6. Непоследовательность в UI

На одной странице кнопка «Купить», на другой — «Добавить», на третьей — «В корзину».

Всё про одно, но написано по-разному. Если кнопка обозначает по сути одно и то же действие, она должна иметь одинаковый вид на всем сайте: подпись, цвет и т.п.

Почему плохо: заставляет думать, и будто знакомиться с сайтом заново в зависимости от страницы.

Хороший UX: единообразие действий и терминов по всему сайту/приложению. Меньше разношерстных элементов — лучше, понятнее и «чище».

7. Маленькие кликабельные зоны

Это особенно раздражает на мобильных версиях. Нажал чуть мимо — попал в рекламу или перешел туда, куда вообще не собирался. При проектировании кликабельных элементов стоит учитывать разные типы пользователей, и привести элементы к виду, который будет удобен для большинства.

Пример: крестик закрытия размером с пиксель.

Почему плохо: ошибки на ровном месте, лишние действия пользователя и, как следствие, раздражение.

Решение: адекватные размеры интерактивных элементов (32×32 px и больше).

Ошибки дизайна. Маленькие кликабельные зоныМаленькие кликабельные зоны

8. Нет обратной связи

Заполнил форму «Оставить заявку», нажал «Отправить» — и тишина. Ни индикатора, ни подтверждения, ни всплывашки. Пользователь остается без ответа, успешно ли его действие, будет ли результат.

Проблема: пользователь не понимает, сработала ли кнопка.

Решение: любой фидбек — поп-ап с подтверждением, спасибо-попап, анимация, сообщение, лоадер.

Ошибки дизайна. Нет обратной связиОбратная связь после отправки формы

9. Модальные окна на входе

Ты только зашёл на сайт, еще не успел его хоть немного изучить и понять то ли это, что тебе нужно, а тут сразу окно: «Установите наше приложение!» или другим призывом к действию, которое тебе не нужно, а только мешает. Выглядит навязчиво.

Реакция пользователя: закрыть и забыть.

Вывод: делай проще — будет лучше

Антипаттерны — это не конец света, но и не безобидная ошибка. Это те моменты, из-за которых пользователь:

  • путается
  • раздражается
  • теряет доверие
  • не возвращается

Стоит проверить каждый спорный элемент интерфейса вопросом:

«Удобно ли это мне, если бы я зашел сюда впервые?», а еще лучше поставить себя на место обычного пользователя и постараться понять, каково будет ему. Не стоит забывать, что сайтами пользуются не только подкованные в этой сфере люди. А так же и те, кто является не самым частым посетителем сети, вроде наших родителей. Поэтому дизайн нужно стараться делать понятным, простым и удобным для всех.

Хотите крутую разработку? Пишите нам.


Отправить запрос в SLAM

Если у вас есть интересные предложения по сотрудничеству, напишите нам на info@slam.by

Вы придумали классный проект, который взорвет рынок, но вам нужна помощь?

Ваш интернет-магазин проигрывает конкурентам и вам нужен новый проект, который будет быстрее работать, лучше выглядеть и давать больше функциональных возможностей?

Вы устали от рутинной ручной работы в компании и хотите использовать все инструменты CRM для увеличения продаж и автоматизации работы?

Что нужно сделать?
 
 
 
 
 
 
 
 
Прикрепить файл

Поддерживаются форматы (pdf, jpg, cdr, svg, psd, tiff, png, doc, docx, xls, xlsx, ppt, pptx, txt, rtf, heif), максимальный размер файла 20Mb

Создавая свой проект в SLAM вы получите современное технологичное решение, которое будет решать ваши бизнес-задачи. Потому что разработка как спорт. Важен только результат.