По опыту разработки интернет-магазинов для нескольких аптечных сетей у нас сформировался список ключевых вопросов, которые обязательно проговариваются на этапе пресейла. Данная статья рекомендована для изучения как менеджерам студий, так и представителям самих аптечных сетей. Учет нижеописанных пунктов позволит вам подготовиться к разработке заранее и сэкономит несколько месяцев общего срока разработки проекта.
Не буду останавливаться на вещах, связанных с юридическими вопросами (особенности продажи рецептурных препаратов, минимальный набор точек продаж для открытия интернет-магазина по продаже лекарств и т. д.) — эти вопросы обычно отлично решает юридическая служба заказчика.
Остановлюсь на некоторых неочевидных моментах, которые необходимо прорабатывать как можно раньше.
- Условия логистики: у вас будет доставка до двери или только до аптеки? Будет ли организована доставка с одного склада или предусмотрена сборная доставка из разных точек до пункта выдачи. Эти нюансы будут очень сильно влиять на архитектуру каталога и сам бизнес-процесс заказа. Условно говоря, вы можете продавать все с центрального склада, тогда конкретная аптека будет являться только точкой самовывоза. Если же у вас список товаров в каталоге будет зависеть от выбранной аптеки — это совсем другая логика. Работа такого каталога будет начинаться с выбора нужной аптеки.
- Учетная система (например, 1С) и её готовность выгружать на сайт номенклатуру, инструкцию, цены и остатки. Как показывает опыт (не только при работе с фармой), учетные системы Заказчика редко на 100% готовы к обмену — это и загрузка штатных или наемных специалистов, отсутствие общего понимания, где будет хранится та или иная информация, и вообще, в целом, какая информация должна выгружаться. Вот так выглядит список свойств, которые отдает 1С одного из наших проектов:
- Название (строка)
- Наименование по фармакологическому справочнику
- Товарная категория (справочник)
- Потребительский запрос (справочник)
- Вид товара (справочник)
- Рецептурный (булевое)
- Единица измерения (справочник)
- Вид тары/упаковки (справочник)
- Норма отпуска (строка)
- Действующее вещество (справочник)
- Количество в упаковке (строка)
- Тип упаковки
- Производитель (справочник)
- Фирма-производитель (справочник)
- Группа фармакологическая (справочник)
- Страна-производитель (справочник)
- Штрихкод (строка)
- Температурный режим (справочник)
- Делимость (справочник)
- Форма выпуска (справочник)
- Форма выпуска — сокращение (строка)
- Длина упаковки (строка)
- Высота (строка)
- Ширина (строка)
- Вес (строка)
- Признак товара (справочник)
- Зона хранения (справочник)
- Минимальный курс приема
- Система организма (справочник)
- Область действия (справочник)
- МНН (состав) (справочник)
- Возрастные ограничения (справочник)
- Ограничения по беременности и лактации (булевое)
- UID фото
- UID документов и инструкций
И как показывает практика, заказчику нужно много времени, чтобы заполнить весь этот контент. Чем раньше вы начнете это делать, тем быстрее будет запущен проект.
- Предусмотрите на сайте быстрый функциональный поиск, который будет искать не только по названию препарата, но и по действующему веществу, товарам-аналогам, названиям болезней. Названия лекарств — часто сложные, ваш поиск должен понимать ошибки и описки. Используйте поисковые теги и синонимы. Для наших проектов мы используем свой поисковый модуль на базе ElasticSearch, он полностью решает все наши задачи.
- Продумайте логику доставки, хранения и отпуска для заказов, содержащих термолабильные лекарственные препараты.
- Обязательно предусмотрите наличие остатков для лекарственных средств из минимального ассортимента, которые должны быть в каждой аптеке. Нельзя давать возможность пользователю покупать последнюю упаковку такого препарата. Это можно решить, например, принудительным минусовым резервом в 1С при выгрузке.
- Если в вашем каталоге присутствуют товары из разных партий с разными сроками годности, продумайте логику, как вы будете поднимать товары с меньшим сроком годности вверх. Это можно делать за счет настроек поиска и сортировки в каталоге.
- Предусмотрите для пользователей разную реализацию поиска: по алфавиту, по болезням, по категориям. Также обязательно предусмотрите возможность поиска по действующему веществу.
- Разрабатывая сайт, предусмотрите в личном кабинете дополнительные инструменты для возврата покупателей. Например, если покупатель имеет хронические болезни, правильным решением будет дать ему возможность сделать какой-то заказ постоянным. Например, ввести функцию «напомнить мне повторить заказ через n-времени» — за указанный период пользователю можно отправить sms или email, где вы напомните, что пора купить следующую упаковку препарата.
- Обеспечьте соблюдение законодательства о защите персональных данных пользователей.
Вы можете разработать ваш корпоративный сайт или интернет-магазин для аптечной сети в SLAM. Мы также можем помочь вам с внедрением Битрикс24 в вашей компании. Три года подряд мы входим в ТОП-3 разработчиков интернет-магазинов на Рейтинге Байнета. В 2023 году мы занимаем 1 место в рейтинге Рунета в номинации «Разработка интернет-магазинов в среднем ценовом сегменте». В наши компетенции входит веб и мобильная разработка, работа с кластерными и высоконагруженными проектами, синхронизация с системами учета, системами контакт-центров, мобильная разработка, SEO-продвижение.